Печать

Конференция Golfin: что происходит с детским, массовым и премиальным гольфом в России?

3225 0 0

5 октября в московском всесезонном гольф-центре «City Golf на Красном Октябре» прошла конференция Golfin. Противоположные мнения о том, доступен ли сегодня гольф в России, должен ли он быть платным для детей; наглядные презентации девелоперов об удачах и ошибках при строительстве полей; вопросы медийности – охват тем конференции соответствовал 30-летней истории гольфа в России и 25-летнему стажу АГР. Несмолкающая дискуссия за пределами основной сцены свидетельствовала: отрасли нужны такие площадки общения инвесторов, пиарщиков, представителей гольф-клубов и региональных гольф-федераций. Организатором конференции выступил журнал «СБК: Спорт Бизнес Консалтинг». 

В первой части репортажа golf.ru – о тех докладах, которые затронули проблемы массовости и доступности гольфа в России, развитии детского и юношеского гольфа и показали положение дел московских клубов и турниров.


Вадим Прасов, Валерий Чебин, Искандар Турсунов, Константин Грибков, Сергей Закарейшвили

Массовый гольф в России

Первые доклады конференции прошли при неполном зале: не все смогли добраться до Красного Октября к половине десятого утра по пасмурным улицам Москвы. Те же, кто преодолел октябрьскую непогоду, вряд ли остались разочарованы: содержательность первых выступлений бодрила не хуже хорошего крепкого кофе.

После вступительной речи Александра Кочеткова, директора АГР, и Елены Савраевой, главного редактора журнала «СБК: Спорт Бизнес Консалтинг», слово взял Алексей Николов, генеральный директор Russia Today, бывший в числе первых членов правления Московского Городского Гольф Клуба. Николов подчеркнул: гольф в России не имел тех корней, которые были, к примеру, у тенниса, а потому не стоит сетовать, что лишь примера руководителей страны не хватает для того, чтобы гольф стал массовым.Теннис существовал в России со второй половины XIX века и продолжал развиваться в советское время – Борис Ельцин не был его первооткрывателем. А вот гольф, хотя и был представлен в Российской империи двумя полями в Петербурге, полем в Москве, на Ходынском поле, и полем в Житомирской области, в СССР отсутствовал. Раз так, то история отечественного гольфа действительно насчитывает только 30 лет и ожидать, что вид спорта разовьется за столь малый срок до массового, неоправданно. За небольшой временной отрезок гольф в России стал серьезным бизнесом, начинает показывать результаты не международных соревнованиях, обзавелся сильными отечественными тренерами – это огромный успех и закономерный путь развития спорта, который следует принимать во внимание. 

Вопрос массовости гольфа, его доступности, привлечения в игру новых гольфистов действительно волновал участников: и на сцене, и в кулуарах теме ненасыщенности рынка новыми игроками уделялся не один разговор. Дмитрий Ботин, учредитель Фонда Развития Гольфа, рассказал о своем опыте популяризации гольфа через ресторанный бизнес: в октябре 2017 Ботин открыл в Петербурге Гольф Рестобар. 50 рублей с каждого чека ресторана направляются в Фонд на развитие детского гольфа и популяризацию этого вида спорта. Олег Матрохин, президент Ассоциации скрин-гольфа, призывал обратить внимание на зарубежный опыт: нам только кажется, что американские «креативные» методы привлечения в гольф не сработают в России, что нам рано их применять. В США рынок не настолько радужен, число гольфистов сокращается: 24,7 миллионов в 2014 году против 30,6 миллионов в 2003 . Проблема и в снижении темпов демографического роста, и в разнообразии приоритетах молодого поколения (4-5 часов на поле – слишком долго, когда есть иные интересы и хобби). Решение – в опыте Кореи, в развитии гольф-симуляторов. В Корее за семь лет – с 2007 по 2014 – число гольфистов, играющих на поле, изменилось незначительно: с 2,2 до 2,9 миллионов человек. Симуляторы же показывают взрывной рост интереса к игре: в 2014 году в гольф уже играли более 5 миллионов корейцев, хотя еще в 2007 эта цифра колебалась в районе 148 тысяч человек. 

К теме симуляторов как способа вхождения в гольф обращался и Сергей Сидоров, совладелец City Golf. По его словам, клуб не может заработать на программах для новичков – слишком низкая стоимость (14 000 р. за семь групповых занятий, 35 000 – за семь индивидуальных). Но эти программы лежат в основе воронки продаж – именно они привлекают новых членов клуба, хотя и не так активно, как хотелось бы. Проблема симуляторов, по мнению Сидорова, в том, что они подобны подмосковному «Снежкому»: кто будет кататься на искусственных трасах зимой? кто будет играть в гольф на симуляторе летом? Сезонность снижает рентабельность. Выход – в коллаборации с классическими гольф-полями, причем поля эти должны быть близко, в идеале – в черте города.


Сергей Сидоров

Детский гольф в России

Массовость гольфа и привлечение новых игроков логично выводила спикеров на тему детского спорта. Так, Сергей Шульгин, исполнительный директор Московской Федерации Гольфа, с одной стороны, рассуждал о массовости гольфа, подчеркивая, что не нужно стесняться досуговых гольф-мероприятий: пусть человек приходит на поле не за малым количеством ударов, а за наслаждением. Затрагивая финансовую доступность гольфа, Шульгин напомнил, что в Москве есть площадки с минимальными расценками: так, в клубе на Гребном канале стоимость корзины мячей – всего 400 р., грин фи 9 недавно открывшихся лунок – 1000 р. Но доступность гольфа как игры демократичной должна быть на всех уровнях, для всех возрастов – в этом отношении Шульгин ссылался на успешную работу школы в Куркино. Так, первые 5-10 мест на Первенстве России заняли именно ее учащиеся. Если же говорить о гольфе как о спорте достижений, то, по мнению Шульгина, к работе с юниорами следует привлекать иностранных тренеров на контрактной основе: какой результат игры юниора – такое вознаграждение тренера.

Масштабность работы, которая уже проделана в школьном гольфе, показывали отчеты представителей Ассоциации Гольфа России. Александр Кочетков говорил о том, что третий урок физкультуры посвящен гольфу в 152 школах по всей стране (согласно Росстату, в 2015 в России насчитывалось 44100 школ). А «Команда мечты» – проект АГР, позволяющий 12 лучшим юниорам проходить обучение в зарубежных Академиях – уже на второй год работы позволил показать достойные результаты на международных соревнованиях: за 2017 год юниорами были завоеваны 1 золото, 4 серебра и 1 бронза. Денис Жеребко, руководитель программы АГР «Школьный гольф», признавал, что за один год невозможно внедрить гольф в школу: кадры не успеют подготовиться. Поэтому задача АГР – вести планомерную и последовательную работу в этой сфере. На конец 2016 года АГР повысила квалификацию 275 преподавателей физкультуры, а также разработала и опубликовала учебную программу и три пособия по гольфу как школьному предмету. Тем самым количество познакомившихся с гольфом и занимающихся им в рамках третьего урока и секций превысило 15 000 человек. Жеребко подчеркнул, что в финансовом плане гольф-оборудование (пластмассовые клюшки, сетки для спортзалов, позволяющие играть настоящими клюшками) обходится в 100 тысяч рублей, что вполне укладывается в школьные бюджеты. В конечном итоге, цель АГР в школьном гольфе – не столько вырастить выдающихся спортсменов, сколько изменить печальную статистику: 75% здоровых детей в первом классе против 7% в выпускном.

Премиальный гольф. Россия как направление гольф-туризма

Если массовость и доступность гольфа остается проблематичной темой в России, то положение дел в отдельных клубах и турнирах кажется оптимистичным. По крайней мере, такое впечатление создавалось из докладов Хайдара Абу-Тарбуша, президента Porsche Club Moscow, а также Елены Кожадей, директора по внешним маркетинговым коммуникациям «Росбанк», и Анастасии Семенович, представителя Putter Club. Оба турнира – Porsche Club Moscow и «Росбанк» – несмотря на непродолжительную историю (два и три года соответственно) привлекают значительное число гольфистов, работают с неиграющей публикой (семейные, детские зоны) и с оптимизмом смотрят в будущее. Константин Грибков, гольф-директор Moscow Country Club, рассказал об успешном опыте клуба в проведении Russian Open Golf Championship (Senior). Клуб принимал Чемпионат дважды – в 2013 и 2014 годах. На финал турнира 2014 года в MCC пришло 4000 зрителей, что, хотя и несопоставимо с зарубежными показателями в 30-40 тысяч, является наглядным примером того, что гольф в России может заинтересовать зрителя. По словам Грибкова, главный приз следующего Russian Open составит 1 миллион долларов США – эта сумма не сопоставима с вознаграждениями любого другого соревнования по гольфу, проводимого в нашей стране.

Пожалуй, самым оптимистичным докладом о положении гольфа в России стало выступление Питера Холланда. Генеральный директор по гольфу Agalarov Golf and Country Club, во-первых, отметил положительную динамику отечественного гольфа, а во-вторых, высказал предложение продвигать Россию как направление гольф-туризма. По словам Холланда, в России сегодня плотная турнирная сетка и высокий уровень проводимых соревнований;  практически каждый год открываются новые поля, а гринкиперы демонстрируют выдающийся профессионализм, работая в непростом отечественном климате. Раз в России есть хороший гольф, почему бы не показать его миру? Холланд сослался на мартовский совместный турнир клубов Agalarov и The Els Club (Дубай, ОАЭ). Этот турнир позволил, с одной стороны, наладить связи с зарубежными гольфистами, показать им возможность России как туристического гольф-направления. С другой – провести обучение и повысить квалификацию персонала гольф-клуба Agalarov в одном из лучших клубов ОАЭ. Несмотря на общий позитивный тон выступления, Холланд отметил и проблемы, с которым сталкивается отечественный гольф. Это и высокие налоги на землю (по этому вопросу необходима работа с правительством), и сложность ухода за полем (вариант решения – обращение к «умным» технологиям и «умному» дизайну).


Питер Холланд

В следующей части репортажа читайте о том, с какими проблемами сталкиваются девелоперы в России, как влияет человеческий фактор и медийность на благосостояние гольф-клубов и почему о российском гольфе не говорят на ТВ.

Конференция была организована журналом «СБК: Спорт Бизнес Консалтинг» при поддержке АГР и City Golf. Генеральный партнером мероприятия стала компания SIS Pitches. Партнерами конференции выступили Amova Jewerly, «Шишкин лес», vsporte.ru и golf.ru.

Видео-запись конференции доступна здесь (запись начинается с 18 минуты 50 секунды).

Читать еще

Комментарии

Чтобы оставить комментарий необходимо зарегистрироваться.
Ассоциация гольфа России
Тур 10
Гольф-Профи
Titleist