Печать

Из молжаниновских деревень мэрия кроит город

122594 0 0


По соседству с аэропортом "Шереметьево" может появиться новый район массовой застройки. На днях шеф московского стройкомплекса Владимир Ресин выдал неожиданную новость: "Земли в Москве больше, чем кажется". В том смысле, что дефицит земель под массовую застройку в Москве - надуманный. В один из новых городских районов могут превратиться бывшие деревни, примыкающие к аэропорту "Шереметьево".

Стройкомплекс на намерен снижать темпов - вслед за освоением полей аэрации почему бы не освоить промзоны, бывшие свалки и уж тем более еще сохранившиеся в территориальной черте Москвы деревни. Обширное поле для застройки представляют собой земли Молжаниновского района, вошедшего в состав Cеверного административного округа в 1992 г. И хотя эта местность "с отягощениями" с точки зрения что застройщиков, что потенциальных покупателей квартир - над головой шумят самолеты, а коммуникации тянуть далековато, - бывшие деревни Филино, Черкизово, Новодмитровка, Подрезково, Бурцево, Новоселки, Мелькисарово, Молжаниновка скоро могут слиться в очередной "район массовой застройки".

До "экс" еще далеко

Молжаниновский, в состав которого входят 8 экс-деревень, называют последним районом столицы, пригодным для массовой жилой застройки. В местной управе "Фокусу" обозначили два явных преимущества этого района: большая площадь под потенциальную застройку и хорошая экологическая обстановка. Обстановка, в принципе, другой здесь быть и не может. Смена статуса с деревенского на городской мало что изменила внешне - патриархальная жизнь здесь цветет летом и плывет осенью. "Деревенские" бывшими себя не считают и до сих пор говорят: "А вот у вас в городе..."

О том, что с Молжаниновским районом соседствует территория аэропорта "Шереметьево", чиновники говорят вскользь, чтобы не разрушить светлый образ окраины, а уровень шума называют "умеренным". Во времена существования Советского Союза самолеты, вылетая из "Шереметьева-2", делали большой круг над областью, проходя над территорией Молжаниновского района на большой высоте. Уровень шума в районе действительно был допустимым. Сейчас же многочисленные отечественные и зарубежные авиакомпании таких кругов над Подмосковьем уже не описывают, и уровень авиационных шумов на территории Молжаниновского района со стороны аэропорта, по словам сотрудников местной администрации, превосходит норму для жилых микрорайонов.

Заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству правительства Москвы Николай Родионовский заявил недавно о том, что Молжаниновский район находится в шумовой зоне аэропорта "Шереметьево" и жилье там строить не будут, а планируется построить объекты, которые по технологическим нормам соответствуют этой зоне. В свою очередь, в управе Молжаниновского района ситуацию "Фокусу" прокомментировали так: "В Москве нет района большей площади. И он уже давно мелькает как перспективный в плане застройки".

Жизнь на взлетной полосе

Основная объективная помеха строительству - отсутствие системы инженерных коммуникаций. Из-за удаленности района от города их прокладка в начале 1990-х показалась неоправданно дорогой. Поэтому ждали, пока будут освоены все районы, расположенные "на подходе" к Молжаниновскому. Последним из них стало Куркино. На него застройщики и рассчитывают.

На самом деле, несмотря на заявления г-на Родионовского, проект освоения Молжаниновского района существует и гуляет по кабинетам мэрии. Проект предусматривает возведение жилого района общей площадью квартир около 800 000 кв. м. Деревенским жителям предлагают заманчивые варианты: переехать в другой район либо "где-нибудь" переждать строительство, а потом вернуться на прежнее место и поселиться в новом коттедже.

В префектуре Северного административного округа "Фокусу" о проекте застройки Молжаниновского района ничего сказать не смогли, зато уверили, что жить там смогут все те же работники аэропорта "Шереметьево" и жители снесенных домов. Есть лишь маленькая оговорка - если доплатят разницу между компенсацией за снесенное жилье и стоимостью нового. Конечно, в районе есть дома разного уровня. Те, кто недавно отстроился, не то что в панельную клетушку, вообще никуда переезжать не хотят. С другой стороны, и бабульки, живущие в полуразвалившихся домиках, привыкшие таскать воду из колодца и наблюдать за собственными курами из окна, ни за какие блага с места сами не сдвинутся.

Пока в районе никаких признаков надвигающегося массового строительства не наблюдается. Один из представителей молжаниновской управы сказал: "Это там, в Москве думы гудят, волосы на голове шевелятся. Как скажут "вперед", так мы и будем строить. Да и то если что-нибудь дадут. А вообще местные власти обычно не участвуют в строительстве, участвуют только в раздаче пинков. А строителей приводит правительство. Хотя мы бы и сами могли освоить весь объем строительства. Мы что, работать не умеем?"

Спортивные радости

Масштабы района, раскинувшегося аж на 1650 га, похоже, навели столичное правительство на мысль о том, что там можно не только строить жилые дома, но и реализовать менее банальные проекты. 20 июля 1999 г. вышло в свет постановление московского правительства № 652 "О строительстве в Москве автодрома трассы "Формула-1" и гольф-поля с инфраструктурой". В нем даже предписывалось расторгнуть договора с землепользователями участков, отведенных под будущие стройки. С тех пор от всех этих планов осталось лишь решение построить стадион для автоспорта (никак не связанный с "Формулой-1"). В обустройство автодрома, по словам чиновников, готовы вложить деньги некие итальянские инвесторы-проектировщики, а год назад Юрий Лужков даже подписал меморандум, закрепляющий право инвестирования работ за итальянцами. Как говорят в молжаниновской управе, сумма вложений составит $900 млн. Но зная историю со строительством трассы "Формулы-1" в Москве (от этого проекта, который те же чиновники в свое время называли делом решенным, сегодня остался пшик), будущее итальяно-молжаниновского автодрома не кажется определенным.

Как сообщил Александр Цивьян, начальник проектной территориальной Мастерской-19 Северного административного округа ГУП "НииПИ Генплана" г. Москвы, занимающейся проектированием Молжаниновского района, ситуация складывается непросто. Основные трудности все-таки связаны с авиашумами аэропорта "Шереметьево". К тому же аэропорт периодически пытается затеять строительство новой взлетно-посадочной полосы. "Чтобы начать строить квартиры, в которых люди будут чувствовать себя комфортно, нужно договориться с авиаторами относительно организации полетов над районом. Учитывая, что договариваться надо не только с федеральными структурами, но с частными авиакомпаниями, дело значительно усложняется", - говорит Цивьян.

Вариант, при котором мэрия сможет перекроить работу "Шереметьева", кажется абсурдным. Строить дом, жители которого будут жить по расписанию аэропорта, тоже абсурдно, но не менее, чем выглядит проект Куркина, - в этом районе счастливые обладатели квартир с улучшенной планировкой вдыхают ароматы расположенной неподалеку птицефабрики...

При всех трудностях мэрия не отказывается от своей идеи: сейчас активно разрабатываются проекты развития территорий, которые могут быть застроены при любом варианте дальнейшего развития "Шереметьева". Таких территорий две. Одна - полоса, проходящая вдоль Ленинградского шоссе от Международного шоссе до транспортной развязки. Вторая - участок земли, примыкающий к городу Химки вдоль Международного шоссе.

По самым оптимистичным прогнозам, освоение начнется не раньше 2005 г. Неясно, будут ли жилые дома района полностью коммерческими, либо среди жилья будет некоторая доля муниципального.

Недавно отстроенные, а вместе с ними и полуразвалившиеся дома, заросшие участки, покосившиеся заборы стоят на перспективной земле - это местные жители уже усвоили. "Мне сказали, что в перспективе здесь может появиться многоэтажная жилая застройка. А со мной инвесторы заключат договор и переселят. За дом, участок и стройматериалы обещают компенсацию по рыночной стоимости. Район можно выбрать самому, но, думаю, это будет адрес из разряда "прямо, послезавтра налево", - говорит владелец коттеджа в Новодмитровке, одной из бывших деревень района. - Если квартира будет больше положенного - доплачивай. Земля тут дорогая, но здесь стоит мой дом, построенный на собственные деньги, и никакая компенсация не поможет и не спасет".

Еще 600 га из 1650 га молжаниновских земель может уйти под уже упоминавшийся гольф-клуб. Между Ленинградским и Международным шоссе планируется создать систему гольф-полей. Функции заказчика и застройщика гольф-комплекса с инфраструктурой выполняет Межрегиональная молодежная общественная организация "Федерация профессиональных гольфистов". Организацией уже подготовлена исходно-разрешительная документация гольф-клуба.

Правительством Москвы утверждена программа вывода организаций, находящихся на территории строительства гольф-поля, разработанная префектурой Северного округа совместно с ЗАО "СИТИ-СТРОЙ", фирмы со "спортивной биографией". Директор "СИТИ-СТРОЙ" Сергей Лабацкий входит в совет московского регионального отделения Всероссийского добровольного общества "Спортивная Россия", возглавляемого председателем Госкомспорта России Вячеславом Фетисовым.

Возведение гольф-комплекса потребует сноса жилых домов деревни Бурцево. Территория деревни расположена в центре района - сюда не доходит шум аэропорта, есть два озера (в планировке будущего гольф-комплекса водоемы сохранены). Администрация района уже проводила опросы, чтобы выявить, сколько жителей согласны покинуть насиженные места и переехать в другие районы города. Большинство семей переселяться, как и следовало ожидать, вообще не настроено. Переселение жителей, предоставление им нового жилья, а также выплата финансовой компенсации будут осуществляться за счет средств инвестора и заказчика. В местной администрации говорят, что есть надежда на то, что инвестору удастся "как-нибудь договориться или найти общий язык" с жителями, не желающими покидать деревню.


Елена Рудометкина Русский фокус
http://www.irn.ru/

Читать еще

Комментарии

Чтобы оставить комментарий необходимо зарегистрироваться.
Ассоциация гольфа России
Тур 10
Гольф-Профи
Titleist