Печать

Павел Злотник: Ялтинская пустошь, или Правило трех «Ж»

3008 0 0


Карло Боссоли. Вид Ялты

В Ялте неудачный сезон. По крайней мере, его начало. Вторая неделя июня, хорошая погода, море прогрелось, а пляжи пустые. И пробок в городе нет, машин немного больше, чем зимой. Меньше народа было разве что в первое лето после референдума.  Когда украинцы не поехали вообще, а наши не поехали еще. Потом год от года количество отдыхающих прибавлялось, и последние два лета на июль – август я из Крыма уезжал, на ялтинской набережной было не протолкнуться, как в московском метро в час пик. В прошлом году вообще был аншлаг, и мало кто думал, что в этом будет хуже. Я не знаю статистики, но факты вещь упрямая, пустые пляжи Гурзуфа, в котором я живу, бросаются в глаза. 

В чем дело, брат? 

Поговорил с местными, с отдыхающими, подумал сам. Похоже, дело в трех «Ж». 

Первое «Ж» – это жадность.  

На выходные из столицы прилетел кум. Загуляли. По полной. С чувством, толком и расстановкой.  Посетили много разных заведений Ялты и окрестностей, перемещения между которыми  не всегда поддавалось планированию, и с какого-то момента стали абсолютно спонтанными. Такси «от тротуара»  в Ялте дороже, чем в Москве. Там, где в белокаменной за два-три километра «Яндекс-такси» везет за 99 рублей, а уличные – за 150, максимум двести; здесь с нас брали 250 и ни центом меньше.
 
В первые полдня, когда я еще сидел за рулем, и сердца были открыты для встречи с прекрасным, отвез  Костю в Воронцовский  дворец. Пока он ходил по залам и наслаждался «мебелями» и интерьерами, я присел на скамейке под платаном поработать.  В отличие от столицы у нас лето есть,  и я положил глаз на мороженщика, стоявшего в тени того же дерева. Отложил ноутбук, подошел к парню, посмотрел в холодильник, посмотрел в его глаза, мук совести, каких-либо сомнений не заметил, молча – в конце концов, он простой продавец, и не его в том вина – вернулся к работе. В тот момент и пришла идея этого поста.  «Ленинградское», «Лакомка»  и им подобные от 150 до 200 рублей за штуку. Не в кафе, не в ресторане – на улице у лоточника. При их магазинной цене от тридцати до пятидесяти. Конечно же, можно было купить и поперек горла бы не встало, и бюджет бы мой этого не заметил, но лохом себя чувствовать не хочется. Жлобам потакать не хочется. 


Воронцовский дворец

И это «Ж» второе. Жлобство.  В обеих его ипостасях.  Недальновидной жадности местных и люмпеноподобном невежестве и колхозной совковости отдыхающих. Оговорюсь сразу и попрошу прощения у разумных первых и приличных вторых. Жлобов меньшинство, но хватает, чтобы их значимо замечать. Как взор не отводи, а в глаза бросается. Пустая тара на пляжах, которой, надо быть честным, становится меньше.  Голые торсы с нависающими над семейными плавками «мамонами» на променаде, в магазинах и даже заведениях общепита, которых с годами меньше не становится.  «Прикиды из Парижу», неизменно заполняющие ялтинскую набережную все пять  лет, что я здесь живу, с мая по сентябрь. Летние сапоги в сеточку  у дам, шорты трубами по колено в комплекте с носками и сандалиями у кавалеров.  Что до последнего, да и Бог бы с ним, ничего страшного в этом нет. Снобизмом, для которого у меня, собственно, и нет никаких оснований, не страдаю. Случись эти дефиле в Жмеринке, чтоб она была здорова, Бердянске, Ейске или Евпатории, не хочу обидеть и их, так оно бы вроде и ничего. А в Ялте, с ее потугами догнать и перегнать Лазурный берег, как-то «не тово»…

Кстати говоря, идея сделать из Ялты Монако, из Алупки – Ниццу, а из Гурзуфа – Сен-Тропе вполне реальна.  Может быть, она только в моей голове, как маниловский проект, но у нас для этого есть все нерукотворные условия. Горы, море, сосны, потрясающе красивые пейзажи по всем 360-ти градусам, уникальный микроклимат мягких субтропиков, целебный воздух. Но вот с условиями рукотворными у нас третье «Ж».  

На Южном берегу Крыма полная «Ж» с сервисом и инфраструктурой.  То есть цены у нас, как в Ницце, а сервис – как в Жмеринке.  У нас есть, конечно, и  гостиницы. Хорошие и даже очень хорошие. И бывает даже за вполне разумные деньги. Но очень популярна, шлейфом с советских времен, сдача отдыхающим и всевозможных комнат, и эллингов, и номеров. «Люксов» и «супер люксов», внуков «курятников» эпохи недоразвитого социализма. При этом цены этих комнат с претензией на роскошь превышают стоимость их аналогов в Европе – Fereinwohnung в Германии, Gites de France во Франции или Casa de Rural в Испании, – превосходя их также в кондовой совковости.
 
Еще у нас на набережной можно сфотографироваться, облачившись в платья и камзолы эпохи Екатерины Второй или Людовика XIV, надев их поверх семейных трусов или лосин «с леопёрдом».  

Хорошо еще зайти в нашу гордость, театр им. Чехова. И посмотреть  спектакль «Люкс» или «Супер Люкс», то бишь, пошлый или очень пошлый. И ведь театр хорош. Как здание и как храм искусства и культуры. Здесь бывали Максим Горький, Куприн, Бунин. При Антоне Павловиче ставили «Чайку» и «Дядю Ваню».  Десять лет назад стараниями и средствами г-на Лебедева здание отреставрировали, и денег, судя по всему, не жалели, за что низкий ему поклон. Театр не уступит собратьям обеих столиц. Вот только еще бы шефство взять над качеством постановок.  И, возможно, вина в том не актеров или «смотрящих»  за репертуаром.  Случаются и очень достойные спектакли, классическая постановка «Дяди Вани»  симферопольского академического им. Горького, например.  С шикарной игрой талантливых провинциальных актеров. И у севастопольского драматического есть достойные вещи. Но это капли, слезы русского театра.  В основном дают то, что «пипл хавает».  На что он, «пипл», ходит. А ходит он с удовольствием и радостью на легкие «аншлагоподобные» пьески с юмором, сосредоточенным в районе гениталий. Где хорошие, вообще-то говоря, актеры, те же самые, что блещут и заставляют сопереживать, играя в «Чайке» или «Доходном месте», опускаются до уровня Петросяна & Co. 


Театр им. Чехова в Ялте

И вот его-то, этого самого «пипла», как раз все в Ялте устраивает. 

И Жлоб в «Ж» чувствует себя вполне комфортно. Не беда, что нет джазовых фестивалей,  сервиса и инфраструктуры. Зато пиво, вино, а также прочие высокоградусные  атрибуты культурной жизни в изобилии. Как результат, в большом количестве покачивающиеся фигуры с потерей смысла в залитых глазах и соответствующий повсеместно распространенный диалект. Не тот, что у Губермана, Довлатова или, на худой конец, Шнура. Никаких «дружбистов» и лабутенов.  Громкий, низкопробный и совсем «не вкусный» мат. От которого коробит, как и от вызывающей манеры поведения говорящих на нем. Ну так жлоб, что возьмешь. 

Ему комфортно, некомфортно тем, кто по случаю оказался рядом. Пару раз уже за этот сезон у меня, человека с обостренным чувством несправедливости и любой дисгармонии, кончалось терпение, наливались кровью глаза, и тогда проводилась операция по призванию к порядку и загону в стойло.  Бог миловал, как и в отчаянной максималистской юности, все обходилось, и результат был. Но я не боец ММА, и наградного оружия у меня нет.  Долго безнаказанно донкихотствовать мало кому удается. Либо побьют, либо посадят. 

Подавляющее большинство вменяемых сограждан предпочитает не вступать в прямой конфликт с мешающими жить и отдыхать. Кроме, разве что, немногих пассионариев и тех, для кого день без скандала и разборок – бездарно прожитый день. Остальные же голосуют кошельком и ногами. Не нравятся им эти «Ж». Не хотят они, «панимаишь», платить много за сервис малый. Не хотят отдыхать в дорогом «совке», в окружении люмпенов из Тагила. Ничего не имею против уральского города и его жителей.  А тут еще и Турция открылась. По затратности уж точно не дороже Крыма, по уровню сервиса – на фигуру выше. Эту крымско-турецкую войну мы проигрываем вчистую.  И чтобы переломить ход компании, нам нужен не граф Орлов-Чесменский, а  князь Потемкин-Таврический. Сейчас нужна не военная хитрость и полководческие способности победителя  битвы при Чесме, а талант созидателя, чистые руки и светлые мысли крымского первопроходца.  Ну и принципиальное решение Верховного. 

С нашими-то возможностями. Мост на остров Русский и космодром Восточный построили. Олимпиаду провели. И Мундиале проведем не менее достойно, ничуть не сомневаюсь.  Так что мешает сделать из уникального по красоте и здоровому климату Южного берега – Русский Лазурный? Санкции – отговорка, помеха лишь для осторожных частных инвесторов. Принять принципиальное решение сверху, выделить средства, и поставить человека. Умного, честного и креативного.  Но чего-то в этом триптихе не хватает, и потому пока не «Назад в будущее», а «Вперед в прошлое». 


Ласточкино гнездо

Перечитал – получился какой-то злобный пасквиль от снобствующего  субъекта. Черт его знает, как все так написалось, я ничуть не сноб, а как раз наоборот – поборник Egalite и Fraternite. И Крым наш люблю, и жить уже нигде, кроме него, не хочу. Просто за державу обидно. За Ялту обидно, за Южный берег. 

А тут еще депутаты приняли в первом чтении Закон о курортном сборе.  Сто рублей с человека в сутки. Мысленно аплодирую. По всему цивилизованному миру это работает. В моем любимом Гармиш-Партенкирхене плачу за каждый день пребывания по 2 евро, и ни меня, ни, кажется, кого-либо еще это не трогает. Но что немцу хорошо, то русскому смерть. Наши согнут правую руку в локте, ударят по ней ребром левой и опять же поедут в Турцию.  

Местным, живущим курортным сезоном, и отдыхающими придется не сладко.  А я скажу спасибо и похлопаю еще раз.  Пару лет – и можно будет на лето из Ялты не уезжать. Проредится, как в этом году, на пляжах, исчезнут курортные пробки на нешироких улицах; меньше машин, меньше народа – чище природа, больше кислорода. Не получается с русским Сан-Тропе, не хай буде рыбацкая деревушка. Мне такой вариант даже больше по сердцу.


Гора Ай-Петри
  
P. S.  Как-то нехорошо на главном гольфическом портале страны не сказать ни слова о гольфе. Первым не первым, но очень внушительным шагом к превращению Южного  берега Крыма в Русский Лазурный стало бы появление на полуострове гольф-поля. Смешно сказать, но у нас нет не то что 18-луночного – нормального трехлуночного поля нет. Это у нас-то, при  нашем климате и красотах.  По всей стране поля есть, в Москве их уже больше, чем надо, а в Крыму нет ни одного. 

Только представьте, с первого ти бьете в направлении бирюзового моря, со второго – в сторону гор, перед глазами то белые барашки волн, то поросшие крымской сосной склоны. И всюду солнце. Круглый год.  И сезон не с апреля по октябрь, а non stop, все двенадцать месяцев. И как говорил  Кузьмич в «Особенностях  национальной рыбалки»: «Да о чем ты говоришь, Михалыч! Я такие места знаю! Там такое ловится! Сейчас туда и пойдем».

Так что, если вдруг кто-то надумает, только шепните, я вам такие места покажу…


Павел Злотник


Читайте также:
Павел Злотник: Америка. Флорида. Орландо. Середина
Павел Злотник: Америка. Флорида. Орландо. Начало
Павел Злотник. В страну восходящего солнца, где делают лучшие клюшки
Павел Злотник. Воскресенье в Целеево
Павел Злотник. Встреча директоров в Ялте

Читать еще

Комментарии

Чтобы оставить комментарий необходимо зарегистрироваться.
Ассоциация гольфа России
Тур 10
Гольф-Профи
Titleist