Печать

Откуда берется дальность удара

87425 0 0

Данная статья не ставит своей целью раскрытие каких-то невиданных и никому неведомых секретов. Не носит она и глубоко научный характер. Главное и единственное ее призвание – поделиться с широкими массами гольфистов-любителей знаниями о том, откуда берется дальность удара и какова же она в среднем у любителей и профессионалов.
Андрей Павлов. Фото Валерия Воробьева 
 
Идея такой статьи у меня была уже достаточно давно. Насущная ее необходимость очевидна. Часто приходится слышать от любителей по всему миру совершенно невероятные цифры, описывающие дальность их удара драйвером. На их фоне начинает казаться, что туровые игроки ничем не отличаются от обычных рекреационных гольфистов, и уж точно несильно превосходят их в дальности. Сразу же оговорюсь, что это далеко не так. Даже самый короткобойный туровый игрок бьет существенно дальше подавляющего большинства гольфистов выходного дня. К тому есть несколько причин – которые мы постараемся в этой статье хотя бы поверхностно, но обсудить.
 
Откуда берется дальность? Для простоты давайте рассмотрим вопрос дальности удара драйвером. Дело в том, что даже механика удара этой клюшкой существенно отличается от механики удара айроном и тем более веджем. У драйвера, собственно есть только  одно призвание: «залепить» мяч как можно дальше и не слишком точно (потому что, когда профик берет драйвер, это значит, что дальность для него важнее точности, в разумных пределах, конечно). У любителя чаще всего вообще нет четкого плана на игру, поэтому драйвер он берет всегда, когда надо бить с ти. Ну, кроме тех, конечно, случаев, когда он считает, что драйвер для него слишком сложная клюшка. Но, этот вопрос к теме статьи отношения не имеет.
 
Средние показатели туровых про
 
Так вот эмпирико-теоретическим путем было посчитано, что дальность удара берется главным образом из скорости полета мяча, которая, примитивно говоря, является продуктом скорости клюшки и попадания центром этой клюшки по центру мяча. Здесь мы не будем вдаваться в сложные физические расчеты и говорить о том, как именно энергия от клюшки передается к мячу, во что она преобразуется итд итп. Поговорим лучше, о простых и понятных вещах: чем быстрее движется клюшка гольфиста в процессе маха, тем быстрее и соответственно дальше летит мяч.
 
Для создания такой скорости клюшки необходимо приложение мышечных усилий в строго определенном последовательности и строго определенным образом. То есть, чем быстрее и правильнее сокращаются  мышцы-синергисты и расслабляются мышцы-антагонисты, тем быстрее можно заставить двигаться руки, а, как следствие, и клюшку. В силу ротационной природы человеческого свинга (без поворота тела не может быть гольф-свинга с использованием  двух рук, невозможен контроль нижней точки дуги по которой движется головка клюшки и невозможно приведение этой головки в ударное положение в момент контакта) отдельные «сегменты» человеческого тела включаются в движение (начинают поворачиваться) в определенном порядке. Этот порядок был в ходе многократных экспериментальных замеров туровых игроков определен как «эффективная кинематическая цепочка». Если отбросить нюансы и индивидуальные особенности, которые присутствуют почти в каждом свинге, то общая картина выглядит следующим образом: движение начинается с разворота и смещения в сторону цели «бедер» (таза), затем поворачивается торс (для простоты понимания мы говорим «плечи»), потом движутся руки и в самом конце кисти с клюшкой. Непосредственно перед контактом вращательное движение проксимальных сегментов начинает замедляться, что дает возможность дистальным (дальним от центра) сегментам ускоряться. 
 
Разница между восприятием и реальной длиной удара
 
Подобные особенности движения мы наблюдаем у всех «профиков», но почти ни у кого из рядовых любителей (мы говорим здесь не об особенностях статуса, а об уровне игры). Да, к сожалению, значительная часть тех, кто хвалится драйвами по 240-250-270 метров не могут похвалиться оптимальной кинематикой движения. А, значит, и дальности такой у них взяться просто неоткуда. Не стоит, конечно, забывать о роли композиционного состава мышц, инервации, скорости сокращения мышечных волокон итп – некоторые индивиды действительно обладают сумасшедшей взрывной силой и высочайшим градиентом силы от природы. Но, надо признать, что такие люди - исключения. К тому же, чаще всего, именно дети, с измальства проводящие 24/7 на поле с клюшкой в руках, формируют наиболее эффективные, быстрые и эластичные мышцы и сильные связки, которые позволяют добиться нужных для длинных драйвов скоростей. У гольфиста, начавшего играть в более зрелом возрасте, взяться всему этому просто неоткуда (мы сознательно не рассматриваем здесь примеры профессиональных спортсменов единоборцев, тяжелоатлетов итп. – согласитесь, все эти люди не правило, но исключение).
Посмотрим, какие же скорости и дальности показывают гольфисты в реальной жизни. Статистические подсчеты, произведенные специалистами компании Trackman (лидер в производстве радаров для гольфа) , дают нам следующие цифры средних скоростей головки драйвера для гольфистов разной квалификации.
Игроки PGA Tour – 113 миль в час
Игроки с гандикапом около нуля – 110 миль в час
Игроки с гандикапом 5 – 101 миля в час
Игроки с гандикапом 10 – 95 миль в час
Богги гольфист – 92 мили в час
 
Для женщин эти цифры составляют соответственно 94, 90, 87, 83 и 79 мили в час.
Мария Верченова. Фото Валерия Воробьева 
 
Но скорость свинга – лишь один из компонентов длинного драйва. Во-первых, чтобы мяч полетел быстро надо попасть центром ударной поверхности. По данным Trackman  средняя скорость полета мяча в PGA Tour составляет 167 миль в час. Для квалифицированных любителей с гандикапами  (HP) от 0 до 5  - 147 миль в час. Для любителей с HP10 – 138 миль в час. А для богги-гольфистов  - 131 милю в час. Учитывая, что каждая миля в час в определенном диапазоне значений скорости соответствует примерно 1,8 метра общей дальности драйва, даже квалифицированные любители с низкими HP проигрывают туровым игрокам в среднем по крайней мере метров 25 на драйве.
 
Во-вторых, есть и еще один нюанс. Чтобы достичь максимальной дальности для данной скорости клюшки, удар должен происходить в условиях, оптимальных для данных скоростей и данного типа клюшки. Для каждой скорости есть свои оптимальные «характеристики импакта», такие как угол атаки, динамический лофт, вертикальный угол вылета и тп. Многие любители бьют по слишком низкой или наоборот, слишком высокой траектории. Из-за чего теряют и собственно скорость мяча, и дистанцию. 
Приведу еще несколько немаловажных цифр. Такой показатель как смэш-фактор (скорость мяча поделенная на скорость головки клюшки) очень точно отражает качество удара конкретного гольфиста.
У игроков PGA Tour он приближается к 1.50 (1.48-1.49). У игрока с HP 5 составляет 1.44 ( то есть при скорости 100 миль в час он теряет 4-5 мили в час или около 8 метров дальности просто за счет плохого контакта или неоптимальных «характеристик импакта»). У богги-гольфистов СФ часто составляет 1.39-1.41. При этом скорости свинга у таких игроков очень редко превышают 100 миль в час.
 
В заключение, рассмотрим непосредственно вопрос реальной дальности – что же мы имеем в сухом остатке. По результатам анализа тестов нескольких тысяч гольфистов, входящих в разные гандикапные группы, были получены следующие усредненные цифры, отражающие дальность удара драйвером игроков разной квалификации (дальность с лета, без учета проката).
Игроки PGA Tour – 251 метр
Игроки с HP около нуля – 231 метр
Игроки с HP 5 – 204 метра
Игроки с HP 10 – 187 метров
Богги-гольфисты – 168 метров
 
Для представительниц же прекрасной половины человечества эти цифры составляют соответственно  - 199, 180, 163, 149 и 136 метров.
 
Дотошный читатель может задаться вопросом, а как же прокат после приземления? Он важен, однако надо помнить, что чем больше мяч летит, тем, чаще всего, меньше катится. И еще, на современных полях прокат обычно не превышает 15-20 метров. И это еще очень оптимистичные оценки.
 
Так что, когда  в следующий раз Ваши друзья будут рассказывать Вам о драйвах на 250 (275 ярдов) метров (а тем более на 300 – это уже 330 ярдов), смело отнимайте 30-40, а то и все 50 метров. Помните, - померить драйв, отняв от числа, обозначающего общую длину лунки в карточке, число, написанное на спринклере, рядом с которым лежит Ваш мяч, нельзя. Если после таких замеров выяснится, что вы ударили на 250 метров, значит, скорее всего, что-то в них нечисто (например, ти сдвинуты вперед, у лунки есть доглег, который вы просто срезали своим драйвом итп). 
 
Хотите знать на сколько вы реально бьете? Какова ваша скорость свинга и полета мяча? Каков смэш-фактор и как его улучшить? Обратитесь к квалифицированному тренеру, использующему Trackman или иной точный радар!
 
 
Иван Липко,
Региональный Директор 5Simple Keys, сертифицированный  инструктор
Trackman (Level 2) и  SAM Putt Lab (Level 3)
 
 
 

Теги:

Читать еще

Комментарии

Чтобы оставить комментарий необходимо зарегистрироваться.
Ассоциация гольфа России
Тур 10
Гольф-Профи
Titleist